18. Запишите название прибора, с помощью которого измеряют приведенные ниже физические величины.
Длина – линейка, метр; время- секундомер, часы; масса-весы; температура-термометр; объем – мензурка со шкалой.
19. Запишите названия измерительных приборов, которые имеются в вашем доме.
Весы, линейка, термометр.
20. На рисунках 1-5 изображены физические приборы. Какую физическую величину измеряют каждым из них?…
21. На рисунках 6 и 7 изображены мензурки. Какая из них позволяет измерить объем жидкости более точно?
Та, что изображена на рис.7
Запишите значение объема жидкости, измеренного каждой мензуркой, с учетом абсолютной погрешности измерения.
V₁ = 3,5±0,5
V₂ = 3,7±0,05
22. На рисунке 8 изображены термометры. Запишите значения температуры, измеренной этими термометрами, с учетом абсолютной погрешности измерения.
t₁ = 53±
С
t₂ = 3,5±
С
23. Длину одного и того же стола измерили с помощью двух разных линеек (рис. 9). Какой результат точнее?
Точнее результат б.
Запишите результат измерения длины стола каждой линейкой с учетом абсолютной погрешности измерения.
Ɩ1 = 6 ± 0,5 дм.
Ɩ2 = 6,2 ± 0,1 дм.
24. Рассмотрите медицинский термометр. Определите следующие значения:
Предел измерения температуры: 50 ˚С
Цену деления шкалы: 1˚С
Абсолютную погрешность измерения ± 1 ˚С
Лабораторная работа «Измерение длины, объёма и температуры тела»
Цель работы: научиться пользоваться линейкой, измерительным цилиндром (мензуркой) и термометром; научиться записывать результат измерений с учетом погрешности.
Приборы и материалы: деревянный брусок, линейка с миллиметровыми делениями, измерительный цилиндр (мензурка), термометр, стакан с водой.
Порядок выполнения работы:
1. Определите цену деления шкалы линейки.
1 см.
2. Определите абсолютную погрешность измерения линейкой.
3. Измерьте длину (a), ширину (b) и высоту (h) деревянного бруска. Соблюдайте при этом правила пользования линейкой для измерения длины: совместите нуль шкалы линейки с левым концом бруска; при чтении показания линейки глаз располагайте напротив деления, с которым совпадает правый конец бруска.
4. Запишите значение цены деления, абсолютную погрешность и результаты измерений в таблицу 6.
5. Определите цену деления шкалы мензурки.
1 мл.
6. Определите абсолютную погрешность измерения мензуркой.
7. Налейте в мензурку немного воды из стакана и измерьте объём воды V1. Соблюдайте правила пользования мензуркой: глаз располагайте на уровне воды в мензурке.
8. Налейте в мензурку воды и измерьте ее объём V2.
9. Определите цену деления шкалы термометра.
1 ˚С
10. Определите абсолютную погрешность измерения термометром.
11. Измерьте температуру t воды в мензурке. Соблюдайте правила пользования термометром: дождитесь момента, когда прекратится изменение температуры, показываемой термометром; измеряя температуру, не вынимайте термометр из воды; глаз располагайте на уровне жидкости в термометре.
12. Запишите результаты всех измерений в таблицу 6.
25. Измерьте размеры учебника физики с помощью линейки и запишите результат с учётом абсолютной погрешности измерения. Вычислите объем учебника.
7 см., 15 см., 28 см., V = 7·15·28 = 1940 см3, V = 2940 ± 0,5 cм3
Лабораторная работа «Измерение размеров малых тел»
Цель работы: научиться измерять размеры малых тел.
Приборы и материалы: линейка, 10-20 горошин.
Порядок выполнения работы:
1. Определите цену деления шкалы линейки и абсолютную погрешность измерения.
1 см ± 0,5 см.
2. Расположите в ряд 10 горошин. Измерьте длину ряда. Запишите результат с учётом погрешности в таблицу 7.
3. Определите диаметр горошины и абсолютную погрешность его измерения.
(15 ± 0,5) мм.
4. Запишите результат в таблицу 7. Повторите опыт, взяв большее число горошин.
(17 ± 0,5) мм.
5. Сделайте вывод о зависимости точности измерения от числа горошин.
Вывод: Чем больше горошин и чем точнее измерительный прибор, тем точнее результаты.
26. Предложите способ измерения массы капли воды.
Капнуть воды на плоскую поверхность, измерить диаметр (d), и вычислить по формуле m (используя плотность)
Лабораторная работа «Измерение времени»
Цель работы: научиться измерять время с помощью секундомера; научиться записывать результат измерений.
Приборы и материалы: секундомер (или часы с секундной стрелкой), шарик, штатив с муфтой и кольцом, шарик на нити.
Порядок выполнения работы:
1. Определите цену деления шкалы секундомера или часов.
1 с.
Запишите значение цены деления и абсолютную погрешность измерения в таблицу 8. (Абсолютная погрешность измерения времени с помощью секундомера равна цене деления шкалы.)
2. Научитесь совмещать начало отсчета времени с началом движения шарика. Для этого возьмите в одну руку секундомер, а другой рукой удерживайте шарик на столе. Считайте: нуль, нуль, один. На счёт «один» одновременно включите секундомер и толкните шарик. Проделайте упражнение 3 раза.
3. Измерьте время движения шарика по столу t1.
4. Результат с учетом погрешности измерения запишите в таблицу 8.
5. Подвесьте шарик на нити к штативу (рис. 10). Отведите в сторону и отпустите. Шарик будет колебаться.
6. Измерьте время пяти колебаний шарика t2. Запишите результат в таблицу 8, учитывая погрешность измерений.
27. Измерьте время, за которое вода в чайнике нагреется до кипения.
600 с.
28. Предложите способ измерения толщины листа бумаги в вашей тетради. Выполните измерение.
Измерим ширину (толщину) тетради d. Посчитаем количество листов n. Толщина листа = d:n.
29. Возьмите винт и измерьте шаг винта – это расстояние между витками его резьбы.
5 см.
30. Чему равна высота дома, в котором вы живёте? Ответ на этот вопрос требует метода оценки. Он заключается в том, что значение искомой величины вы определяете приблизительно, сравнивая его с каким-либо известным значением этой величины. Подумайте, с каким значением высоты можно сравнить высоту дома в данном случае.
Высота потолков = 2 метра, 9 этажей.
2·9 = 18 метров.
31. Определите, используя метод оценки, чему равно расстояние от вашего дома до школы, или до ближайшей станции метро, или до магазина.
Ширина шага = 1 метр, до школы 120 шагов.
1·120 = 120 метров.