7.1. На рисунке показан опыт, иллюстрирующий, что тела при нагревании расширяются. Обведите ручкой на рисунке предмет, который нагревали в этом опыте – шар или кольцо. Ответ обоснуйте.
7.2. Выберите правильное утверждение.
Согласно современным представлениям, при остывании колбы с водой уровень воды в трубке опускается потому, что… .
✓ уменьшается расстояние между частицами воды
7.3. Вещества состоят из мельчайших частиц. Какие явления и эксперименты это подтверждают?
Опыт с марганцовкой: растворяют маленькую крупинку марганцовки в воде и при разбавлении раствора вода окрашена слабее, т.е. только часть крупинки попадает в следующий сосуд.
7.4. В таблице приведены точные данные об изменении объема воды V от времени t при нагревании.
Ответьте на вопросы.
а) Можно ли утверждать, что в течение всего времени наблюдения вода в колбе нагревалась равномерно? Ответ поясните.
Вода нагревалась равномерно, каждые три минуты на два градуса.
б) Как изменялся объем воды при нагревании?
При температуре
от 0 до 4°С объем воды уменьшился на 0,2 мл;
от 4 до 20°С объем воды увеличился на 1,8 мл.
8.1. Выберите правильное утверждение.
Если нагреть гвоздь, то он удлиняется и становится толще. Это происходит потому, что при нагревании… .
✓ среднее расстояние между атомами железа увеличивается
8.2. Слова молекула, капля, атом запишите в таком порядке, чтобы каждый последующий элемент входил в состав предыдущего.
8.3. На рисунке представлены модели молекул воды, кислорода и углекислого газа. В состав всех молекул входит атом кислорода (черный). Заполните пропуски в тексте.
8.4. Измерьте длину своей руки от локтя до мизинца и сравните полученное значение с размером молекулы воды.
Размер молекулы воды 3*10^(-10) м, длина руки 32 см = 0,32 м = 3,2*10^(-2).
Длина руки больше диаметра молекулы воды в 1,06*10^8 = 106 млн. раз
9.1. Заполните пропуски в тексте. «В ____ г. английский ботаник Роберт Броун, рассматривая в микроскоп…»
9.2. На рисунке схематически представлены молекулы жидкости, окружающие крупинку краски, помещенную в эту жидкость. Стрелками указаны направления движения молекул жидкости в определенный момент времени.
9.3. Отметьте те явления, которые являются примером броуновского движения.
✓ Беспорядочное движение пыльцы цветов в воде, наблюдаемое под микроскопом.
✓ Беспорядочное движение пылинок в воздухе комнаты, наблюдаемое при солнечном освещении.
9.4. На рисунке показана ломаная линия, вдоль которой перемещалась пылинка в воздухе в течение нескольких секунд.
а) Объясните, почему пылинка много раз поменяла направление своего движения за время наблюдения за ней.
Из-за столкновения с молекулами воздуха и другими пылинками.
б) На рисунке обозначьте точки, в которых на пылинку действовали окружающие ее молекулы.
10.1. В стеклянный цилиндр сверху налита чистая вода, а на дно через узкую трубку залит раствор медного купороса. Цилиндр находится в покое при постоянной температуре. Покажите на рисунке, как будет выглядеть содержимое цилиндра через различные промежутки времени.
10.2. Два одинаковых резиновых шарика соединены прозрачным шлангом (см. рис.), причем левый шарик в обоих случаях заполнен водородом (закрасьте водород синим цветом), правый – на рисунке а пуст, а на рисунке б заполнен воздухом (закрасьте воздух зеленым цветом). Шланг между шариками зажат зажимом.
10.3. Зачеркните по одному из выделенных слов, чтобы получилось верное объяснение описанного эксперимента.
10.4. Домашний эксперимент.
Положите на дно стакана с холодной водой кусочек сахара, но не перемешивайте. Запишите, через какое время вам удалось обнаружить присутствие молекул сахара на поверхности воды в стакане и какой «прибор» при этом вы использовали.
Через 25 минут вода стала сладкая на вкус («прибор» — язык).
11.1. Заполните пропуски в тексте, используя слова: сильнее; слабее; притяжение; отталкивание.
11.2. Соедините линиями явления и соответствующие им объяснения.
11.3. Зачеркните по одному из выделенных слов, чтобы получилось верное объяснение описанного эксперимента.
11.4. Допишите предложение, чтобы получилось правильное объяснение явления.
Стальная проволока прочнее медной тех же размеров, потому что частицы стали притягиваются сильнее друг к другу, чем частицы меди.
11.5. Заполните пропуски в тексте. «В быту мы часто сталкиваемся с явлениями смачивания и несмачивания.»
12.1. Какое состояние вещества характеризуется перечисленными признаками?
Сжимаемо, легко меняет форму и объем – газообразное состояние.
Несжимаемо, сохраняет форму и объем – твердое тело.
Несжимаемо, не сохраняет форму, но сохраняет объем – жидкость.
12.2. С помощью насоса газ полностью перекачали из баллона А объемом 0,3 м3 в баллон В объемом 4 м3. Каковы начальный и конечный объемы газа?
Начальный объем 0,3 м3, конечный – 4 м3.
12.3. В цилиндрах под плотно прилегающими к стенкам поршнями находятся тела одинакового объема: твердое (рис. а), жидкое (рис. б) и газообразное (рис. в). Отметьте на рисунке положение поршней после того, как на них сверху поместят одинаковые грузы.
13.1. Соедините линиями описание реального явления и соответствующий ему переход вещества из одного состояния в другое.
13.2. На рисунке показана картина расположения молекул воды в твердом кристалле льда. Нарисуйте расположение молекул воды в жидком и газообразном состояниях.
13.3. на рисунке изображены измерительные цилиндры с жидкостями: в трех из них находится вода, а в одном – спирт. При сливании одинаковых жидкостей из двух цилиндров (рис. а) их суммарный объем не меняется и равен 100 мл. При сливании разных жидкостей (рис. б) их суммарный объем немного уменьшается и оказывается меньше 100 мл. Объясните явление.
При смешивании жидкостей с разными плотностями происходит диффузия этих жидкостей, поэтому суммарный объем меньше.